9 ноября 2011 года в Swissôtel Красные Холмы прошел пресс-ланч «Плюсы и минусы оперативного лизинга для компаний, работающих в России», организованный компанией ARVAL.
В ходе пресс-ланча представители лизинговой компании ARVAL и СМИ обсудили вопросы о статусе оперативного лизинга с точки зрения законодательства и экономической практики, преимуществ оперативного лизинга по сравнению с банковским кредитом и лизингом финансовым.
Во всем мире оперативный лизинг является более зрелым этапом развития лизинга и удачным решением для развития бизнеса. Генеральный директор компании ARVAL (дочерней структуры банка BNP Paribas) Сергей Дианин рассказал об особенностях оперативного лизинга, о преимуществах и «опасениях», которые отмечают российские компании при переходе на оперативный лизинг. Кроме этого, Сергей Дианин прокомментировал процесс развития оперативного лизинга в России, а также рассказал о дальнейших планах развития компании.
Процесс развития оперативного лизинга на российском рынке сейчас находится на начальном этапе. Так, в своей презентации генеральный директор компании ARVAL Сергей Дианин отметил: «В настоящее время на оперативный лизинг приходится порядка 2-3% от общего числа лизинговых сделок в России. В секторе оперативного лизинга корпоративных автомобилей этот показатель пока не превышает 1%, в то время как в Западной Европе на оперативный лизинг приходится 30% сделок, а в Нидерландах и Великобритании этот показатель доходит до 40% и 50% соответственно». Потенциальных российских клиентов смущают возможные затраты. Однако они не учитывают того факта, что при переходе на оперативный лизинг с полным сервисом компания может сэкономить в среднем 17%, а в некоторых случаях до 34% всех затрат на свой автопарк, не говоря уже о том, что все заботы, касающиеся обслуживания автопарка, переходят к лизингодателю.
Среди других факторов, влияющих на темпы роста оперативного лизинга, была отмечена такая особенность российских управленцев и владельцев компаний как привычка владеть автопарком, при этом автопарки рассматриваются, в первую очередь, как актив компании, а не как средство производства.
По словам Сергея Дианина, в 2002 году из российского законодательства исчезло само понятие оперативного лизинга. Сейчас оперативный лизинг описывается исключительно как аренда. В течение срока аренды (а этот период, как правило, составляет три-четыре года) автомобиль теряет в цене примерно половину своей стоимости, и клиент, который пользовался автомобилем эти три года на правах финансового лизинга, предусматривающего выкуп транспортного средства, фактически получает в собственность подержанную машину и проблемы, связанные с ее последующими эксплуатацией, обслуживанием и продажей. В случае же оперативного лизинга его преимущество заключается в том, что клиент платит только лишь за использование автомобиля, но не за право собственности на этот автомобиль.
Лизингодатель занимается вопросами покупки, регистрации автомобиля и прохождения техосмотра, страхованием, заключением договоров об обслуживании с сервисными станциями, предоставлением подменных автомобилей на время технического обслуживания и ремонта, заменой и хранением сезонных шин, а также продажей автомобилей по окончании договора. Кроме этого, при оперативном лизинге клиенту предоставляются такие услуги, как топливная программа, аварийный комиссар, доставка автомобилей на сервис и обратно и многое другое.
По мнению компании ARVAL автопарк в оперативном лизинге обходится заказчику дешевле, чем содержание собственных автомобилей. В результате лизингополучатель имеет полное представление о расходах, связанных с автопарком, что позволяет компании осуществлять финансовое планирование и бюджетирование. Компания имеет возможность сфокусироваться на своем основном бизнесе, передав непрофильную деятельность по управлению автопарком на аутсорсинг профессионалам.
По итогам пресс-ланча участники сошлись во мнении, что оперативный лизинг корпоративного автотранспорта только начал свое восхождение на российском рынке. К 2014 году размер этого сегмента увеличится вдвое.