ВТБ, второй по величине российский банк, в прошлом году принял решение выделить транзакционный бизнес в отдельное направление, Global Transaction Banking, и пригласил для его развития Гуриндера Нихала, бывшего топ-менеджера Королевского банка Шотландии и Ситибанка. В интервью РБК daily старший вице-президент ВТБ Гуриндер Нихал рассказал о том, каких результатов достиг ВТБ в транзакционном бизнесе, и о его дальнейшем развитии.
Прежде всего, Гуриндер Нихал назвал транзакционный бизнес «линией жизни» всех банковских операций: «Независимо от того, какая финансовая операция осуществляется между нашими клиентами и банком, всегда возникает необходимость в движении денежных средств, управлении ликвидностью и оборотным капиталом. Это именно та область, в которой ВТБ очень успешно себя позиционирует».
Глава транзакционного бизнеса ВТБ уточнил, что в продуктовую линейку транзакционного бизнеса банка ВТБ входит: управление денежными средствами клиентов, их текущими счетами, вкладами, расчетами; операции с наличными денежными средствами, включая инкассацию; депозитарный бизнес и факторинг; решения для компаний с широкой сетью филиалов по объединению имеющихся у них ресурсов; индивидуальные решения для казначейств по централизации расчетов, бюджетированию, консолидации средств на счетах; услуги по проведению документарных операций с использованием всех видов и конструкций банковских гарантий и аккредитивов; международные платежи и валютный контроль, в том числе - в 19 международных дочерних организациях ВТБ – и все это на технологически сложных и вместе с тем ориентированных на клиента электронных банковских платформах.
Оценивая достижения транзакционного бизнеса группы ВТБ на российском рынке, Гуриндер Нихал отметил, что в 2011 году группа ВТБ заняла первое место по документарным операциям (доля рынка группы ВТБ - порядка 22%), по депозитам (доля рынка - 20%) и по факторинговым операциям (доля рынка 22%), второе место - по текущим счетам (доля рынка 11%), в 2011 году транзакционный бизнес ВТБ получил мандаты от 28 крупных российских корпораций на управление денежными средствами более чем 650 компаний.
Несмотря на значительные успехи, ВТБ ставит перед собой не менее грандиозные планы – рассказывает Нихал Гуриндер - «В течение следующих трех лет ожидается увеличение доли кошелька транзакционного банкинга в сегменте среднего бизнеса в два раза и 50-процентное увеличение в сегменте крупного бизнеса (не путать долю кошелька с долей рынка)». Для этого ВТБ планирует вложить в развитие транзакционного бизнеса существенный объем инвестиций, так, например, на создание электронной платформы банковского обслуживания планируется потратить десятки миллионов рублей.
В текущем году эксперты ВТБ прогнозируют рост рынка банковских гарантий на уровне 20% и рост гарантийного портфеля ВТБ - до 30%, при том, что по итогам 2011 года портфель банковских гарантий ВТБ достиг 240 млрд рублей. Нихал Гуриндер рассказал журналистам РБК daily, что наиболее существенную долю в портфеле банковских гарантий ВТБ занимают гарантии исполнения контрактов, таможенные гарантии и гарантии в пользу налоговых органов, по выпуску которых ВТБ является одним из крупных гарантов российского рынка, а также тендерные гарантии.
Для соблюдения безопасности и предотвращения случаев мошенничества с банковскими гарантиями Нихал Гуриндер рекомендовал всем клиентам идти непосредственно в банки для выдачи банковской гарантии, не работать с агентствами или третьими лицами, выступающими якобы от их имени: «Что касается ВТБ, то мы, равно как и другие крупные российские банки, не работаем через посредников»; «Мы также ведем непрерывную работу с регуляторами для обеспечения стопроцентной прозрачности отношений со своими клиентами и надежной защиты их интересов. И призываем всех бенефициаров, имеющих какие-либо подозрения или сомнения в отношении любой полученной ими гарантии, проверять ее в банке, выдавшем эту гарантию.»
Говоря о планах на будущее, Нихал Гуриндер сообщил, что ВТБ утверждена стратегия развития транзакционного бизнеса ВТБ на 2012—2014 годы, согласно которой через три года ВТБ планирует удвоить операционный доход транзакционного бизнеса (за девять месяцев 2011 года, по данным МСФО, он составил 17,6 млрд рублей). Залог выполнения этой амбициозной задачи - имеющаяся и растущая команда первоклассных профессионалов, для которых клиент находится в центре внимания, которые создают инновационные продукты и решения, способные увеличить стоимость бизнеса наших клиентов и ориентируются на потребности клиентов на каждом этапе своей деятельности.
Участвует в реализации стратерии развития транзакционного бизнеса и региональная сеть банка ВТБ. Так, в филиале банка ВТБ в Ижевске 16 апреля создано новое подразделение – отдел продаж продуктов транзакционного бизнеса. Возглавить новое подразделение было предложено одному из опытнейших сотрудников филиала – Муфтахутдиновой Халиде, ранее возглавлявшей отдел документарных операций и валютного контроля. Управляющий филиалом банка ВТБ в Ижевске Николай Ермаков убежден, что сертифицированный специалист CDCS, CITF (по документарным аккредитивам, в области международной торговли и финансов) - это идеальная кандидатура на должность директора отдела продаж продуктов транзакционного бизнеса. «При этом главную роль в назначении сыграли не столько международные сертификаты, сколько безупречная репутация и многочисленные благодарности клиентов» - прокомментировал новое назначение Николай Ермаков.
В списке новых продуктов и решений, которые ВТБ планирует запустить в 2012 году, ключевыми Нихал Гуриндер назвал: обеспечение должного уровня управления денежными потоками и расчетами вдоль всей цепочки поставок продуктов/услуг клиентов; совершенствование электронной банковской системы; разработку и запуск приложений для работы с системой электронного банковского обслуживания на Iphone, Ipad и других мобильных устройствах. «Думаю, что станем первым банком на российском рынке, кто это сделает для сегмента корпоративных клиентов». – поделился мнением глава транзакционного бизнеса ВТБ – «Финансовые специалисты, работающие в России, все больше и больше путешествуют по свету, поэтому для них эти приложения будут крайне полезны. И казначеи, и бухгалтеры должны иметь возможность одобрять необходимые платежи, даже если они находятся не на рабочем месте. Количество продуктов на одного нашего клиента должно увеличиться с нынешних трех до четырех в течение следующих трех лет».