В 2009 году объем рынка бижутерии и аксессуаров снизится на 1,9% в рублях. Главными факторами, обуславливающими динамику рынка, станут снижение покупательской способности населения, замедление роста рынка одежды и снижение доли спонтанных покупок у населения, к которым относится бижутерия и аксессуары. На долю бижутерии придется 2/3 совокупных продаж бижутерии и аксессуаров в стоимостном выражении.
Рынок бижутерии без аксессуаров в 2009 году также снизится. В натуральном выражении продажи вернутся на уровень 2005 года. Частичная стабилизация рынка наступит только в 2010 году, когда объем рынка недрагоценных изделий увеличится на 7,7% в стоимостном выражении. В натуральном выражении рынок продолжит сокращаться (падение продаж составит 4,5%).
По оценке «Экспресс-Обзор», существенного перераспределения рынка бижутерии по ценовым сегментам в условиях кризиса не произойдет – средний ценовой сегмент удержит лидирующие позиции на рынке. Покупки бижутерии, как правило, спонтанны. Бижутерия не относится к товарам первой необходимости и спрос на нее не сильно зависит от цены.
Если рассматривать развитие рынка бижутерии и аксессуаров до кризиса, то, по оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году продажи бижутерии и аксессуаров выросли на 22,4% в рублях. Спрос на эту продукцию формировался, в первую очередь, за счет роста покупательского интереса к недрагоценным изделиям и развития моды на одежду. Помимо этого, фактором, также повлиявшим на высокие показатели роста рынка бижутерии и аксессуаров, стал приход в Россию в 2004 году крупнейших мировых ритейлеров в области украшений и аксессуаров: британских Accessorize и Diva, итальянской Colors&Beauty, американской Clair’s. Три года спустя на рынок вышла также американская сеть Guess Accessories.
Еще одной тенденцией последних лет на рынке бижутерии и аксессуаров стало постепенное перераспределение долей в структуре рынка в сторону аксессуаров (головные уборы, шарфы, платки, ремни и пр.). За 4 года доля аксессуаров в структуре рынка бижутерии и аксессуаров увеличилась на 25 п.п.