Блог главного футуролога компании Cisco Дэйва Эванса (Dave Evans)
С тех пор, как Cisco в прошлом году впервые заговорила о Всеобъемлющем Интернете (Internet of Everything, IoE), нам постоянно задают два вопроса. Во-первых, в чем разница между Всеобъемлющим Интернетом и Интернетом вещей (Internet of Things, IoT)?
В нашем понимании IoE соединяет людей, процессы, управляющие взаимодействием людей, данных и физических объектов, данные и "вещи" (физические объекты и устройства), поднимая значение и ценность сетевых соединений на небывалый уровень благодаря тому, что вследствие этого информация облекается в конкретные действия. Всеобъемлющий Интернет открывает новые возможности, расширяет функциональность и создает отличные условия для развития каждого человека, компаний и целых стран.
Чтобы лучше разобраться в этом определении, вспомним историю развития Интернета. В начале 1990-х годов он соединял между собой только стационарные устройства. Для выхода в Интернет надо было сесть за рабочий стол, на котором стоял персональный компьютер, "тонкий клиент" или иное фиксированное устройство доступа. На пике этого этапа в конце прошлого века к Интернету подключилось 200 млн устройств.
В начале нового столетия устройства стали перемещаться вместе с владельцами. Помните первые сотовые телефоны размером с кирпич? Быстрый рост количества фиксированных и мобильных устройств привел к существенному увеличению числа сетевых соединений. Сегодня к Интернету подключено около 10 млрд устройств. В результате возник Интернет вещей. Я иногда называю эту эпоху "Веком устройств".
По мнению Cisco, теперь Интернет вступил в третий этап своего развития. Увеличение числа подключенных устройств, людей и интеллектуальных данных (см. наше определение IoE) ведет к формированию Всеобъемлющего Интернета, который к 2020 году может соединить 50 млрд пользователей и устройств.
Так в чем же разница между IoT и IoE? История Интернета свидетельствует о том, что Всеобъемлющий Интернет, включающий, как уже говорилось, четыре элемента: людей, процессы, данные и физические объекты, – вырастает из Интернета вещей, который включает в себя лишь один элемент – неодушевленные предметы. IoE увеличивает значимость Интернета для компаний и отраслей и в конечном счете облегчает жизнь человека благодаря дальнейшей эволюции Интернета вещей.
Теперь рассмотрим второй вопрос: как обеспечить безопасность и защиту личных данных в условиях все более подключенного мира?
Хакерские атаки стали повседневным явлением, от них не застрахована ни одна организация. Если хакерам так легко украсть информацию и злоупотребить ею в современном подключенном мире, возникает естественное опасение, даже страх, по поводу будущего, когда люди, процессы, данные и устройства станут неотъемлемой частью Всеобъемлющего Интернета.
Профессор Массачусетского технологического института Алекс Пентланд (Alex “Sandy” Pentland) считается ведущим экспертом в области сетевых подключений. Недавно он высказал ряд интересных идей, которые, на мой взгляд, могут сыграть важную роль в решении проблем информационной безопасности и защиты личных данных. Если эти проблемы не решать, они могут замедлить распространение Всеобъемлющего Интернета. Итак, по мнению А. Пентланда:
• личная информация будет закреплена за вами в законодательном порядке. Сегодня администрация президента США и другие государственные учреждения пытаются провести через конгресс "Билль о правах на личную информацию", повышающий уровень ее защиты. Вместе с тем мы наблюдаем сдвиг, способный перевести обсуждение вопросов информационной безопасности в совершенно иную плоскость: в будущем вы сможете стать полноправным владельцем своих личных данных. Владельцем этих данных будете именно вы, а не те, кто их собирает (Amazon.com, Facebook (Запрещенная в РФ организация), Google и т.д.).
К примеру, если сегодня вы выкладываете фотографию в "Фейсбук (Запрещенная в РФ организация)", ее владельцем считается "Фейсбук (Запрещенная в РФ организация)", а не вы. В настоящее время безопасность личных данных регулируется правилами, которым пользователи подчиняются, даже не зная их. Когда ваши права на личные данные будут закреплены в законодательном порядке, вы сможете лучше контролировать процессы их сбора и использования. Идея о том, что именно пользователь должен владеть своими личными данными, постепенно становится все популярнее, в частности, в Великобритании, среди участников Всемирного экономического форума и в Европейском Союзе, где защита личных данных провозглашена одним из фундаментальных прав человека.
• Личная информация становится валютой. Когда вопрос владения личными данными окончательно прояснится, сырые данные, составляющие львиную долю современного интернет-трафика, будут дополнены интеллектуальной информацией. К обычным пакетам сетевого трафика будут прикрепляться метаданные, включающие сведения о том, где и кем данные были созданы и куда они передаются. В результате данные станут подобием валюты, лежащей на вашем онлайновом банковском счету. За ней можно будет следить, ее можно будет передавать. Кроме того, личную информацию можно будет проверять, чтобы, в случае необходимости, обеспечить соблюдение корпоративных правил и законодательных требований. И, наконец, право на владение личной информацией будет зафиксировано в законодательных и юридических системах и будет защищаться ими с такой же тщательностью, как права на интеллектуальную собственность.
• Для защиты ваших данных будут использоваться персональные хранилища. Они помогут вам не только просматривать личные данные и управлять ими, но и защищать информацию, которой вы владеете. Кроме того, хранилища помогут вам получать от информации дополнительную выгоду. К примеру, вы сможете взимать с компаний небольшую плату за предоставление данных о своих предпочтениях, при этом данные будут по-прежнему оставаться в хорошо защищенном хранилище. Такая задача будет решаться с помощью аналитических средств, позволяющих делать выводы на основании вашей личной информации. Если та или иная компания захочет узнать о вас что-то полезное для себя, она будет направлять свои вопросы в хранилище данных, которое с вашего разрешения будет выдавать ответы, не раскрывая самих данных. По утверждению аналитической компании Ctrl-Shift, на рынке уже действует несколько хранилищ такого типа.
В дополнение к вышесказанному замечу, что большое влияние на повышение уровня безопасности Всеобъемлющего Интернета будет оказывать сама сеть. Сегодня большая часть интеллектуальных сетевых функций предоставляется в централизованном порядке и часто находится на "периферии" Интернета. По мере развития сетей в эпоху IoE появится возможность принимать обоснованные решения мгновенно, в тот момент, когда данные будут попадать в сеть и передаваться по ней. В этом случае доставка услуг станет более распределенной, расположенной в непосредственной близости к пользователю. В результате можно будет мгновенно распознавать, локализовывать и устранять угрозы безопасности до того, как они успеют нанести реальный ущерб.
Сегодня никто не может точно спрогнозировать, как именно будет развиваться Всеобъемлющий Интернет, но я полагаю, что, как это не раз бывало в прошлом, совместные действия пользователей, организаций, компаний и правительств помогут успешно решать проблемы информационной безопасности и защиты личных данных по мере их возникновения. Я также убежден, что технология станет неотъемлемой частью этих решений. В любом случае конечный результат зависит от наших собственных усилий. Каждый из нас должен сделать все возможное для того, чтобы по мере развития Всеобъемлющего Интернета всемирная сеть оставалась мощным фактором, меняющим нашу жизнь к лучшему.
О компании Cisco
Cisco, мировой лидер в области информационных технологий, помогает компаниям использовать возможности будущего и собственным примером доказывает, что, подключая неподключенное, можно добиться поразительных результатов.
Чистый объем продаж компании в 2012 финансовом году превысил 46 млрд долларов, а в первые 6 месяцев 2013 финансового года составил 24 млрд долларов.
Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.