Председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов считает необходимым вернуться к практике учета среднего балла аттестата школьника при его поступлении в вуз. Таким образом, по его мнению, можно расширить кругозор старшеклассников и заинтересовать их теми предметами, по которым не нужно сдавать ЕГЭ.
Кроме того, В.Никонов высказался за то, чтобы в ЕГЭ по иностранным языкам была введена устная часть.
«Пока это мое мнение, но оно может быть и оформлено в виде предложений в нормативные документы», - сказал депутат «Российской газете».
Исполнительный директор сети центров индивидуального обучения «Частный репетитор» Наталья Кузеванова считает актуальными оба эти предложения.
«У меня нет сомнений в целесообразности возвращения к практике учета среднего балла аттестата, как это было в СССР. Аттестат должен приниматься во внимание наряду с результатами ЕГЭ и показывать общую подготовку выпускника, а в целом это будет шаг в сторону повышения стандартов качества школьного образования», - сказала она.
Н.Кузеванова отметила, что по роду деятельности ей часто приходится сравнивать учебные планы российской и британской образовательных систем, причем это сравнение получается не в пользу России.
«Первое, что бросается в глаза, это количество изучаемых дисциплин - у нас их намного больше. Но что получается на самом деле? Английский старшеклассник последние два года может изучать только три предмета, но глубоко и основательно, и по этим же предметам сдавать экзамены. Наши ребята формально изучают 15 дисциплин, но на практике они два года только и делают, что готовятся к ЕГЭ по основным предметам, причем главным образом через тестирование. Это же чистой воды самообман», - считает Кузеванова.
По мнению эксперта, отказ от устной части ЕГЭ по иностранному языку не замедлил отрицательно сказаться на качестве освоения школьниками этого предмета.
«Я полагаю, что такое решение было принято из финансовых соображений. Действительно, если 30-40 человек просто заполняют тесты, то достаточно одного преподавателя, который будет контролировать этот процесс. Другое дело, если надо еще каждого из них выслушать, а тем более записать беседу на электронный носитель для дальнейшего контроля. Затраты, конечно, будут выше», - сказала она.
Тем не менее, Н.Кузеванова уверена, что эти финансовые издержки необходимы для повышения качества знаний учащихся, потому что уровень владения иностранным языком определяется прежде всего по устной речи.
В этом плане она считает целесообразным перенять практику английских школ.
«Например, при сдаче Кембриджского экзамена ученика слушают сразу два преподавателя, причем один из них ведет беседу, а второй выставляет оценку. Это очень правильно. Мне самой приходилось в такой работе участвовать, и я понимаю, что беседуя со студентом, можно просто увлечься разговором и не суметь объективно оценить его знания», - пояснила она.
По словам эксперта, на первых порах для большей объективности можно сопровождать сдачу экзамена техническими средствами звукозаписи.
«Скажем, международная система тестирования по английскому языку IELTS предусматривает обязательную запись устной части экзамена. Делается это для того, чтобы затем еще один экзаменатор мог послушать и проверить, правильно ли оценили знания ученика. Причем запись прослушивается не только в случае апелляции, но и для выборочного инспектирования и контроля», - резюмировала она.
Компания «Частный репетитор», входящая в структуру образовательного холдинга «Синергия», была создана в 2007 году. В настоящее время она является крупнейшей сетью центров индивидуального обучения в Москве. Специализируется на академической подготовке школьников по различным предметам на английском языке, имеет офисы в Лондоне.
По данным Минобрнауки, в 2013 году единый госэкзамен будут сдавать 753 тысячи школьников против 785 тысяч в прошлом году. Год от года растет число желающих сдавать английский язык. Если в 2011 году его выбирало 9% выпускников, то текущем году эта цифра вырастет до 13%.