Независимая Комиссия по вопросам перспектив развития банковского сектора Кипра (ICFCBS) сегодня опубликовала свой предварительный доклад о восстановлении стабильности банковской системы страны. В докладе предлагается обширный пакет мер и реформ, которые, по мнению экспертов, необходимы для восстановления стабильности в долгосрочной перспективе и повышения стандартов контроля банковской деятельности до международного уровня. С полным текстом доклада можно ознакомиться на: www.icfcbs.org
100-страничный доклад был подготовлен независимой Комиссией, в состав которой вошли четыре крупнейших международных эксперта, назначенных Центральным банком Кипра (CBC), в целях содействия преодолению последствий недавнего кризиса и разработки долгосрочного плана развития. Предварительный доклад содержит предлагаемые рекомендации для банковского сектора Кипра и призывает заинтересованных представителей отрасли предоставить свои комментарии для финального доклада Комиссии, который будет опубликован позднее в этом году.
Анализируя события последних нескольких лет, помимо ряда внешних факторов, Комиссии отмечает серьезные недостатки в управлении и регулировании банков, а также в системе контроля на всех уровнях, что привело к кризису и должно быть исправлено для восстановления доверия и стабильности.
Отражая картину в целом, в докладе констатируется, что банковский сектор Кипра оказался в кризисном положении в силу отсутствия согласованной национальной политики регулирования стремительно растущего сегмента, и неспособности контролировать банки, поскольку бытовало мнение, что "они хорошо работают". Одной из ключевых рекомендаций доклада стала разработка Кипром комплексной политики банковского регулирования, которая будет учитывать возможные риски, поощрения для крупных участников, и гарантировать эффективные механизмы решения поставленных задач. Несмотря на то, что количество банков на Кипре в настоящее время сокращается, зависимость страны от банковского сектора останется прежней, поскольку существует лишь несколько альтернативных источников финансирования.
В докладе говорится, что Кипр должен сделать банковскую систему открытой для новых людей и свежих идей и тем самым избавиться от наследия политических интриг и кумовства. Здесь также отмечается, например, что в состав директоров ряда банков входили нерезиденты, и что подобные уже исключены из правления CBC. Авторы доклада призывают к новой культуре независимости и открытости, утверждая, что "такого рода изменения позволят преобразовать все аспекты банковской отрасли, обеспечивая эффективное управление и контроль, повышая уровень банковских услуг и гарантируя большее доверие на международном уровне".
Отчет содержит около 40 рекомендаций по восстановлению банковского сектора Кипра в долгосрочной перспективе. Его основные моменты включают:
О банках и банковской деятельности:
• Очень жаль, что кредитный договор Кипра с компанией «Тройка» требует слияния CyprusPopularBank с Bank of Cyprus, создав банк с доминирующей долей рынка, что может повлечь за собой нарекания со стороны других участников сектора и создать систематические затруднения. Слияние должно быть завершено в кротчайшие сроки, чтобы возобновить нормальную работу, но при условии внимательного пересмотра, как только определятся все пункты соглашения.
• Кооперативные банки должны быть объединены в единое акционерное общество с коммерческим управлением и под непосредственным наблюдением CBC, превращая данный сегмент в полноценную конкурентоспособную коммерческую структуру.
• Несмотря на то, что имидж Кипра как крупнейшего международного центра финансовой активности сильно пострадал из-за мер, принятых впоследствии кризиса, положение может быть восстановлено. Тем не менее, банковский сектор должен быть менее зависимым от налоговых льгот, повысить уровень обслуживания, стать более диверсифицированным географически, и обеспечить предложение услуг, соответствующих международным стандартам, в таких областях, как управление активами. Необходимо также установить строгий надзор по нелегальным операциям и отмыванию денег.
• Клиенты банка Кипра должны быть готовы к серьезным изменениям в банковском обслуживании. Высокий уровень личного обслуживания, которым они пользовалась ранее, будет упрощен в подавляющем числе филиалов, которые станут практиковать более беспристрастную и целевую форму выдачи кредитов. Также предполагается переход на электронные и дистанционные способы ведения банковских операций.
• Доступность кредитования может снизиться в связи с переходом к более консолидированному банковскому сектору и усилением контроля над ним, в том числе, за предоставлением ссуд. Властям Кипра, возможно, придется принять меры, чтобы сделать кредиты доступными для обеспечения восстановления экономики страны.
• Стоимость кредита должна снизиться, однако банкам необходимо будет поддерживать свою маржу для восстановления рентабельности. Тем не менее, вполне вероятно, ставки по депозитам упадут. Потребуются дополнительные временные административные меры для облегчения перехода к новой системе регулирования.
• В долгосрочной перспективе, Кипру необходимо разработать политику стимулирования альтернативных форм финансового посредничества, чтобы уменьшить его исключительно высокую зависимость от банков.
• Корпоративное управление в банках нуждается в полной встряске, чтобы восстановить статус правлений и независимых директоров. Это подразумевает создание прозрачных процедур назначения независимых директоров и надежных систем для управления рисками. Функции аудита, как внутренние, так и внешние, должны быть сильными и независимыми.
По финансовой стабильности:
• Кипр нуждается в системе банковского надзора, который будет не только высококвалифицированным с профессиональной точки зрения, но в котором также будут хорошо скоординированы все необходимые элементы. Здесь требуются структурные изменения.
• Пять компонентов финансового регулирования Кипра, существующие сегодня, должны быть объединены в одну структуру и размещены в рамках CBC, который обладает юридической и финансовой независимостью, чтобы справиться с этой ролью, и чьи наблюдательные функции уже значительно усиливаются.
• Необходимо усовершенствование институциональных механизмов, важных для обеспечения регулярного и открытого диалога между CBC и правительством, а также во избежание личностных конфликтов.
• Необходимы более четкие системы и обязанности по обеспечению мониторинга макропруденциального риска и раннего предупреждения возможных банковских проблем.
• В целях обеспечения эффективной системы надзора крайне важна независимость CBC, при которой будет соблюдена финансовая прозрачность банка.
• Механизмы управления в CBC должны быть усилены для обеспечения наилучшего баланса между исполнительными и неисполнительными органами. Процесс назначения членов совета директоров должен стать прозрачным, а система комитетов при правлении обеспечить независимую оценку деятельности исполнителей.
• Функция надзора CBC должны быть предметом независимого аудита с целью совершенствования его саморегулирования. CBC должен обладать всеми необходимыми ресурсами, от чего он значительно выиграет при большей международной поддержке.
• Необходимо усилить защиту прав клиентов банков. Четко определить обязанности CBC в регулировании деловых отношений, и укрепить его позиции в качестве финансового омбудсмена, параллельно усиливая банковское законодательство.
Дэвид Ласкелес (David Lascelles), Председатель комиссии, сказал, что в то время как список рекомендаций выглядит достаточно значительным, «власти Кипра в силе справится с решением всех этих вопросов». Он также отмечает, что будущее банковской системы Кипра будет достаточно невзрачным в течение нескольких ближайших лет, но нет никаких причин, по которым она не могла бы вернутся к былому процветанию, только уже в более стабильной форме.
Промежуточный доклад был составлен в течение шести месяцев после масштабных исследований, проведенных Комиссией и более 50 интервью, как на Кипре, так и за рубежом. С полным текстом доклада можно ознакомится на: www.icfcbs.org
Независимая Комиссия по вопросам перспектив развития банковского сектора Кипра (ICFCBS) была учреждена Центральным Банком Кипра в ноябре 2012 года. Круг ее полномочий можно найти на веб-сайте Комиссии: www.icfcbs.org .
Членами комиссии являются:
Дэвид Ласкелес (David Lascelles), Председатель комиссии. Дэвид Ласкелес занимался анализом банковской отрасли более 30 лет в качестве банковского редактора Financial Times, а в последнее время как старший Научный сотрудник Центра по изучению финансовых инноваций в крупной независимой лондонской компании. Дэвид также читал лекции по банковскому делу в университете и занимал должность директора банка.
Джордж Хараламбус (George Charalambous) был ключевой фигурой кипрского финансового сектора на протяжении многих лет на должности генерального директора Банка Кипра, а позднее председателя Федеральной комиссии Кипра по биржам и ценным бумагам. Выпускник Лондонской школы экономики и Афинской школы экономики, он также занимал руководящие должности в нескольких других учреждениях, включая Центральный банк Кипра и Банк Развития Кипра.
Дэвид Грин (David Green) является одним из ведущих международных экспертов по финансовым вопросам с более чем 40-летним стажем в качестве крупнейшего банкира и финансиста. За свою карьеру он работал в Bank of England, в государственном Управлении финансовых услуг, а позднее в крупнейшем управлении Великобритании по корпоративной отчетности – Financial Reporting Council. Также он является консультантом Центрального Банка Ирландии.
Пьер де Век (Pierre de Weck) является крупнейшим швейцарским банкиром с международным стажем более 35 лет. За время своей карьеры он занимал руководящие посты в Citibank, UBS и Deutsche Bank, работающих в Европе, Северной Америке и на Ближнем Востоке. Позднее он был членом Исполнительного комитета Deutsche Bank, где занимал должность главы Международного отдела по частному управлению активами, занимаясь клиентами из более 70 стран с общим объемом активов в € 300 млрд.