В США ежегодно около 500000 человек страдают от катетер-ассоциированных инфекций кровотока (КАИК), в результате которых от 12% до 25% пациентов погибает. В России официальная статистика по КАИК на порядок ниже – объективно ли это, или причина в некорректной диагностике? Проблему внутрибольничных инфекций обсудили врачи анастезиологи-реаниматологи в Петербурге в рамках мероприятия «Школа сепсиса», собравшего специалистов из 30 больниц и ведущих медиков из Москвы и Екатеринбурга.
Самому высокому риску заражения подвержены пациенты, находящиеся в отделениях реанимации после проведения операций. Инфекция, попавшая в кровоток, например, при постановке венозного катера, может привести к системному воспалению организма, известного под термином «сепсис». С длительностью нахождения пациента в отделении реанимации риск заражения возрастает, прямопропорционально увеличивая расходы лечебного учреждения. Предупредить развитие сепсиса в связи с установкой катетера помогают средства нового поколения, подавляющие рост кожной микрофлоры и препятствующие ее перемещению в кровоток. Например, специальные прозрачные наклейки для фиксации внутрисосудистых катетеров, дополненные гелевой прокладкой с водным раствором антисептика – хлоргексидина, обладают широким противомикробным действием в отношении различных грам-положительных и грам-отрицательных бактерий, дрожжей, в том числе, микроорганизмов, наиболее часто вызывающих катетер-ассоциированные инфекции кровотока (КАИК).
«Практика показывает, что пациенты часто находятся в реанимации дольше, чем требуется. Основная причина – невозможность оперативно получать результаты лабораторных анализов и поставить точный диагноз о природе инфекции. По этой причине пациентам назначают более длительный курс сильнодействующих антибиотиков общего действия. Из-за этого развивается резистентность к антибиотикам и возрастает риск заражения внутрибольничной инфекцией, - поделился Владимир Кулабухов, к. м. н., доцент кафедры хирургии ФФМ МГУ им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник отдела термических поражений. – Важно отметить, что из-за приобретенной резистентности пациента труднее излечить. Чаще всего заражение происходит посредством венозных катетеров, потому что они неизбежно создают условия для проникновения в организм условно-патогенных микроорганизмов. Через внутрисосудистые устройства инфекция попадает в кровоток и быстро распространяется по организму».
«Институтом заботы о здоровье (Великобритания) и Центром по контролю над заболеваемостью (США) разработан ряд предупредительных мер, которые позволяют сократить риск возникновения КАИК практически до нуля, - рассказал Патрик Паркс, д.м.н., медицинский директор подразделения «Комплексный уход при острых и хронических состояниях» компании 3М (Сент-Пол, Миннесота, США). - Эти меры включают в себя тщательное соблюдение медицинским персоналом правил гигиены, а также – использование современных антисептических средств по уходу за больными. Речь идет о современных средствах для фиксации внутривенных катетеров, снижающих риск смещения иглы и препятствующих развитию флебита. Наиболее эффективны для снижения риска КАИК наклейки для фиксации с гелевой прокладкой, пропитанной водным раствором хлоргексидина, которые подавляют рост кожной микрофлоры в области входа катетера в кожу. Существуют отдельные категории тяжелобольных, при лечении которых использовать такие инструменты просто необходимо».
В США действует политика, согласно которой лечение пациента, заразившегося КАИК, оплачивает больница. По данным США, за последние три десятилетия количество случаев инфекций кровотока в больницах выросло втрое. Расчетная стоимость лечения одного случая КАИК может достигать 56 тыс. долл. при ежегодных общих затратах на лечение данной патологии - от 2,3 млрд долл. Именно поэтому клиники вынуждены уделить профилактике КАИК максимум внимания. Эта политика относится ко всем инфекциям, связанным с оказанием медицинской помощи. Реализовать данную схему позволяет единый эпидемиологический контроль над больницами. Тем не менее, каждый год около 500000 американцев страдают от КАИК, и смертность среди этих пациентов составляет от 12% до 25% (по данным Центра по контролю над заболеваемостью, США). Можно предположить, что в России расходы на лечение таких пациентов могут приближаться к не менее впечатляющим суммам, чем в США».