Экономические потрясения и изменение инвестиционного климата заставляют предпринимателей постоянно искать новые формы и методы ведения бизнеса, перекраивать бюджеты и находить точки оптимизации расходов. Одной из наиболее актуальных проблем для малого бизнеса является офисная привязка – наличие офиса для многих синоним серьезности и статуса. Однако не все в состоянии содержать офис представительского класса, а переезжать за пределы ТТК невыгодно с точки ведения бизнеса. Вот тут-то на помощь и приходят коворкинги, как места дислокации небольших компаний с плавающим графиком.
Толчком к появлению коворкингов в России послужил кризис 2008 года – именно тогда появилось пространство «Башня» в Екатеринбурге, затем этот процесс распространился на все крупные города. Предпосылками послужили взаимосвязанные процессы: сокращение офисных работников рост армии фрилансеров, стартап-команд и сознательный переход многих творческих личностей к фрилансу как типу трудоустройства. Среди пионеров отрасли можно назвать московские проекты - дизайн-завод «Флакон», Рабочая станция в Парке Горького.
Дальше – больше, мода на стартапы и образ вольного художника в противовес офисному планктону в молодежной среде, формирование многочисленных творческих лабораторий и комьюнити на базе коворкингов, послужили предпосылками для появления антикафе и тайм-кафе. Примечательно, то антикафе – чисто российское ноухау, ставшее символом свободы от офисной рутины и работы строго по часам. Удобный принцип «платишь за время, а не за еду» обеспечивает антикафе стабильный успех в молодежной среде. Наиболее яркие проекты столицы: Гнездо, сеть Time Club, Зеленая дверь, CheckPoint, CleverClub.
Накопление творческого и финансового потенциала, формирование активной прослойки бизнесменов, имеющих свободный график, много путешествующих, часто встречающихся вне офиса, создали условия для появления клубного офисного проекта Cabinet Lounge в 2011 году, созданного по принципу лондонского клуба джентльменов с высоким ценником и закрытым членством.
А в 2012 году в Москве стартовала городская программа «Коворкинг 2.0», которая была нацелена как на открытие новых рабочих мест и получение налогов, так и на укрепление предпринимательского духа в среде малого бизнеса. На сегодняшний момент рабочие пространства в рамках программы открыты в ВАО, САО и ТАО Москвы и в плане открытие во всех округах столицы.
Экономический кризис внес существенные коррективы в развитие коворкингов – многие бюджетные заведения закрылись, другие пошли по пути специализации. Бизнес-пространство Meeting Point, открывшееся в 2014 года, задало новый тренд в развитии отрасли – коворкинг-центр или клубный этаж как часть инфраструктуры бизнес-центра класса А. Ключевыми предпосылками для развития этого формата является падение спроса на аренду в бизнес-центрах класса А, а также необходимость сокращения расходов на аренду офиса у бизнеса.
На каждом этапе развития коворкингов в России изменение формата и набора опций являлось ответом на запрос целевой аудитории: сегодня малому бизнесу нужны высокоэффективные площадки представительского уровня, которые можно арендовать по разумным ценам только тогда, когда это необходимо и не переплачивать за аренду стационарного офиса.
Сегодня налицо разделение коворкингов по профилю и формирование сегмента воркспейсов: Библиотека дизайна (для дизайнеров, архитекторов и декораторов), Covi Club (дизайн), DI Telegraph (специалисты IT), Worlplace Tattoo (искусство татуировки), Академия (для преподавателей и лекторов) – это рабочие кластеры, предоставляющие в аренду не только рабочее пространство с зоной отдыха, но и дорогостоящее оборудование, востребованное только специалистами узкого профиля.
Специальная статистика количества коворкинг-пространств на данный момент не ведется и по данным из открытых источников в России насчитывается около 100 коворкинг-пространств и более 300 антикафе. Данные форматы существуют практически в каждом крупном городе страны и являются точками притяжения для активной прослойки молодежи, стремящейся к организации собственного бизнеса.
Следующая ступень в эволюции коворкингов, по мнению Александра Фузеева, создателя и идеолога StartHub, является формирование новой формы сочетания жилых и рабочих пространств – ко-ливингов для людей со схожими взглядами или жизненными ценностями. Примером такого пространства является проект команды дизайн-завода Флакон Творческое комьюнити «Деревня», который сочетает аренду домов и пространств для работы и проживания, совместное (долевое) владение, а также выкуп домов в собственность.