Кривая успешности рынка автопроката в России неуклонно ползет вверх, но… пока еще не столь стремительно, как хотелось бы. Действительно, сейчас прокат автомобилей в России – не заоблачная мечта, каковой была еще несколько лет назад. Практически каждый может арендовать понравившуюся модель авто на любой срок и наслаждаться удобством такого вида сервиса.
Но существует на российском рынке проката немало специфических особенностей, которые бросаются в первую очередь в глаза иностранцам или тем, кто может сравнивать прокат на машины в России и за рубежом.
Особенности национального автопроката
И вот только самые основные особенности, которые стоит отметить в первую очередь:
- на выбор предлагается довольно мало вариантов страховок. Если за границей клиент может выбрать из нескольких (5-6 и даже больше) вариантов страхования транспортного средства, включая нулевую франшизу, возвращение франшизы и т.д., то в России зачастую доступны стандартные каско и ОСАГО;
- цены. Они нередко выше, чем в Европе или Штатах. Для сравнения: средняя стоимость аренды в сутки россиянину обходится в 110 долларов, тогда как не в самой дешевой Великобритании – всего 80, а самые низкие тарифы напрокат автомобилей зафиксированы в Испании, где машину в аренду взять можно всего за 30 долларов в сутки;
- дороги… в принципе, сразу после этого слова можно было бы просто значительно промолчать. Если бы качество дорог в России не сказывалось на стоимости проката. Стремясь амортизировать расходы на ремонт автопарка, который изнашивается именно по причине плохих дорог, компании автопроката перекладывают эти затраты на плечи своих клиентов;
- отсутствие гибкой системы оплаты. Если за границей расплатиться можно всевозможными методами, то в России в зачастую для этого можно использовать либо только банковскую карту, либо наличные;
- казалось бы, мелочь: английская версия сайта автопрокатной организации. Однако именно она становится препятствием для многих иностранцев, решившихся напрокат на машины в России;
- менталитет. Если за рубежом взять авто напрокат – это вполне привычная обыденность, то россияне часто боятся взять в аренду дорогостоящую вещь и прибегают к этому лишь в случае крайней необходимости;
- невысокая конкуренция, которая порождает снижение уровня обслуживания. Если в Европе или Штатах - на рынке автопроката очень много компаний, которые предлагают в аренду машину взять, то в России этот вид бизнеса пока еще стоит некоторым особняком. Отсюда и некоторое количество процветающих компаний, диктующих свои «драконовские» условия, с которыми клиент вынужден мириться, поскольку альтернативы в данном регионе все равно нет;
- изолированность. Пока еще в России не существует ни ассоциаций автопрокатчиков, ни каких-либо еще объединений, которые давали бы возможность обмениваться опытом и поддерживать друг друга.
Как правило, это разрозненные компании, которым приходится «выживать» самостоятельно и приобретать необходимый опыт методом проб и ошибок.