К такому выводу пришли исследователи аналитического центра Ассоциации Участников Закупок (АУЗ), которые изучили рынок государственных и коммерческих закупок Соединенного королевства.
Известный Центр исследований экономики и бизнеса (CEBR) ежегодно публикует доклады о состоянии системы госзакупок в Великобритании. Если просмотреть эти доклады в ретроспективе последних 5 лет, то отчетливо видно, что система госзакупок и тендеров Англии практически не меняется. На этом консервативном фоне, присущему законодательству Британии, ярким пятном выделяется один факт: государственные электронные закупки Великобритании - самые дорогие и затратные в ЕС!
Согласно исследованию Ассоциации Участников Закупок процесс электронных закупок в госсекторе в этой стране по полной процедуре ЕС стоит в среднем 45200 евро, из которых 8000 покрывается заказчиком тендера. В сравнении со среднеевропейскими показателями в 23900 евро, это делает процесс госзакупок в Англии на 90% дороже, чем в Европе. Также процесс производства и выполнения сделки в Великобритании занимает 53 дня, что является своеобразным рекордом бюрократических проволочек. На втором месте Италия с ее 20 днями.
Причины затратности госсзакупок.
Причины следует искать в традиционно запутанной системе законодательства Великобритании и обожании чиновниками всяческих мелких документов, разрешений и подготовительных листов. Наиболее отчетливо это видно в практике сотрудничества с госсектором. Только 25% всех тендеров подчиняются директивам ЕС о госзаказах и доступны внешнему контролю, остальные 75% сделок определяются сугубо заказчиками госсектора Англии. Поэтом неудивительно, что основная практика госзакупок проходит мимо внимания.
Какие же основные черты британской системы госзакупок?
• закрытость большинства аукционов, особенно, национального уровня;
• скрупулезный этап предварительного отбора участников (PQQ);
• традиционно открытые конкурсы в госсекторе проводятся только с мелкими контрактами;
• избыточные требования к тендерам (охрана труда, техника безопасности, страхование).
Первые две практики – излюбленные среди государственных заказчиков Великобритании. Нигде в ЕС и в мире они не применяются с таким тщанием и любовью, как в Британии.
Процедура подачи заявки на тендер в Англии.
Сначала участник готовит комплект документации и подает ее заказчику. Так начинается этап PQQ. Он может длится столько, сколько пожелает заказчик госсектора. При удачном раскладе участник переходит на следующую стадию, так называемый short list, то есть попадает в список отобранных для аукциона участников. Затем участник подает еще одну заявку – уже, чтобы выиграть тендер.
Итак, действующие лица аукциона вынуждены дважды подавать заявки на участие. Понятно, что такая практика рассмотрения заявок занимает много времени, усилий и средств. Малые и средние предприятия вытесняются из аукциона уже на предварительной стадии. Вероятно, госструктуры Великобритании следуют одной мудрой поговорке, что старый конь борозды не портит. То есть зачем нам новые лица в тендерах, где участвуют одни и те же проверенные годами исполнители.
4 месяца торгов – перспектива от правительства.
Длительность проведения аукционов – отдельная волнующая тема. Правительство Британии недавно выдвинуло пожелание, чтобы открытый конкурс продолжался 120 дней, хотя общемировая практика в данном вопросе составляет 35-38 дней. Эксперты во весь голос кричат о необходимости убрать этап PQQ из аукционов госсектора Великобритании, но пока эти голоса подобны вопиющим в пустыне.
Присутствие в процессе открытия аукциона малопонятных лиц и чиновников, например, инспекторов по охране труда, менеджеров управления рисками и пр., еще больше замедляет неповоротливую махину госзакупок. Все эти факторы как раз и влияют на затратность государственного тендера в целом в Англии, превращая современный инструмент электронных торгов в архаичный придаток бюрократической системы этой страны.