Но этот показатель сильно отстает от стран Евросоюза, а также от Великобритании и США, если брать во внимание правовую грамотность населения России в маленьких городах, деревнях и в целом по стране. Об этом заявили эксперты коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры». При этом они считают, что правовая подготовленность населения США выше, чем в странах Евросоюза, несмотря на избыточную «упакованность» юридических услуг в США в стандартный потребительский продукт.
«По моему мнению, в США к институту права относятся несколько потребительски, часто доводя ситуацию до абсурда, - считает Президент Коллегии Адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры», доктор юридических наук Самвел Караханян. - Да, правовая защищенность населения в США чрезвычайно высока, но доминирующий над здравым смыслом «стиль супермаркета», когда тонкие правовые инструменты упакованы в сугубо потребительскую оболочку, часто порождает совершенно абсурдные ситуации, в отличие от той же Европы. Разумеется, не достаточно высокая правовая грамотность и относительно низкая правовая защищенность населения в России ничуть не лучше этого. Но факторы, порождающие ее, неравноценны. Среди них есть как политико-экономические, так и чисто ментальные, присущие нашим согражданам».
Главными причинами недостаточной юридической грамотности населения России эксперты коллегии считают так называемый «синдром выученной неудачи», к которому можно отнести и общий уровень недоверия к правовой системе, и прежде всего, общее низкое качество жизни в стране, при котором в насущные потребности населения не входит наличие базовых знаний жизнеопределяющих законов и их применение для защиты своих интересов.
«В городах-миллионниках, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге, вследствие того, что там живут люди с высшим образованием, работающие в крупных коммерческих и государственных компаниях, общая юридическая грамотность примерно сопоставима со средним уровнем грамотности в Европе и даже в США, - подчеркивает С. Караханян, - Но если жители Лондона и какого-нибудь Саутгемптона обладают одинаковым качеством жизни, и как следствие, одинаковой правовой культурой, то в российских городах с населением ниже 300 тысяч ситуация уже совсем другая, чем в «столицах».
По мнению С. Караханяна, неравномерная правовая грамотность порождает ряд тревожных симптомов, одним из которых является общий правовой нигилизм, основанный на убежденности в предопределенности результатов рассмотрения правовых споров, а также, в репрессивном уклоне правовой системы. Другим симптомом на фоне незнания подлинных нюансов законов, является подмена отсутствия правовой грамотности так называемой, правовой псевдограмотностью, источником которой являются многочисленные «юридические» программы и развлекательные ток-шоу, в основе которых лежат правовые конфликты.
«Уровень правовой грамотности и правовой культуры повышается вместе с повышением качества жизни, это аксиома, - считает Самвел Караханян, - Чем больше гражданину есть что терять, тем выше его правовая подготовленность и тем выше его потребность обращения к адвокатам для разрешения правовых конфликтов. В истории нашей страны, если взять и советский период, наивысшая степень грамотности населения была в 70 годах прошлого века. Прежде всего, в силу достаточно высокой образованности общества, пусть и на фоне не наилучшего качества жизни. В 90 годы произошло катастрофическое падение как правовой грамотности, так и доверия к правовым институтам. Сила права заместилась правом силы. Сейчас мы, конечно, отошли от этого, но не так далеко, как хотелось бы. И факторы, которые могли бы повлиять на общий уровень правовой культуры граждан, на сегодняшний день не ограничиваются только степенью образованности. Совокупность этих факторов одновременно лежит в политической и экономической плоскостях. Когда порядка 70% экономики страны контролируется государством, правовая пассивность граждан неизбежна. Кроме того, нынешняя российская правовая система напрямую ассоциируется с репрессивностью, от чего в 21 веке надо избавляться. Строгость наказания должна быть заменена его неотвратимостью. И стоит помнить, что несправедливое наказание является не меньшим злом, чем само правонарушение».