- С развитием средств массовой информации меняется и форма получения этой самой информации. Три века назад мы могли лишь читать газеты и журналы. Потом в них появились рисунки и фотографии, которые доносили информацию в другом виде, вызывая больший эмоциональный отклик. Далее нас стали обслуживать радио, телевидение и, наконец, интернет. Сегодня, просматривая сайты, мы получаем коктейль из словесной и визуальной информации. Но и это не предел. Вскоре люди станут получать по каналам коммуникации тексты-ощущения, - об этом говорит Александр Ермак, современный «электрический» писатель.
По его словам, интернет стал логическим продолжением развития технологий, позволяющих людям эффективно коммуницировать. Все человечество можно разделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. Визуальный (самый распространенный) тип предпочитает получать информацию через зрительный канал, наблюдая за происходящим. Для этого типа, соответственно, очень удобно телевидение. Аудиалы предпочитают получать информацию с помощью слуха. Они любят радио. Дигиталы, предпочитающие получать емкую, точную, логически выстроенную информацию, выбирают газеты и журналы. Кинестетики воспринимают мир через ощущения и для них сегодня нет соответствующего полноценного медиа. Необходимость в появлении такого канала диктуется не только потребностями кинестетиков, но также и тем, что люди всех типов восприятия нуждаются, может быть и несколько в другой мере, в получении информации через ощущения (как кинестетикам также нужна и зрительная, и аудио, и логическая информация).
Александр Ермак, думая о будущих взаимоотношениях писателей и читателей, провел пилотное исследование, во время которого лично и в интернете респондентам задавался следующий вопрос: «Хотели бы вы с помощью современных технологий получать информацию не только в печатном, аудио или визуальном виде, но также и как тактильные ощущения? Например, текст описывает грозу, которую вы не только видите, слышите, но и ощущаете каплями дождя, падающими на ваши ладони».
Были получены следующие результаты. В интернете 59% опрошенных сказали «да», 41% - нет. В офлайне 63% опрошенных сказали «да», 37% - нет . Таким образом, результаты данного исследования однозначно указали на два факта:
1. Среди нас есть как те, кто хотел бы получать информацию и через тактильные ощущения, так и те, кто этого не хотел бы.
2. Среди тех, кто хотел бы получать информацию и через тактильные ощущения, несколько больше, чем тех, кто этого не хотел бы.
Задолго до эры интернета футуристы и писатели-фантасты предсказали его появление. Сегодня в фантастических книгах и фильмах фигурируют «чувственные, осязаемые» тексты, «войдя» в которые человек ощущает все происходящее с ним, как наяву. Похоже, что, как и в случае с интернетом, сенсотексты (от лат. sensus − восприятие ощущений) вскоре станут обыденной реальностью.
Александр Ермак отмечает, что опыты по передаче тактильных ощущений, а также вкуса и запаха на расстоянии ведутся уже достаточно давно. На рубеже двадцатого и двадцать первого веков компании DigiScent и Aromajet начали активно разрабатывать технологии по передачи запаха и вкуса на расстояние. В 2002 г. в университетских лабораториях Intel в Беркли был разработан браслет дружбы, который позволял людям, связанным близкими отношениями, обмениваться невербальной информацией — без слов достаточно ярко выражать эмоции и доводить их до партнера. Через год технологию усовершенствовали: по интернету удалось передать ощущения одного человека другому от прикосновения к мягкому и твердому объекту, а также от предметов различных форм. Удалось также записывать информацию, полученную от человека-генератора, и проигрывать ее сколько угодно раз. Так было получено не что иное, как сенсотекст.
В 2010 г. компания Novint Technologies. Inc не только освоила технологии передачи ощущений на расстоянии, но и разработала устройства, позволяющие «трогать» трехмерные виртуальные объекты, а также воздействовать на них. В 2017 г. аспирантка Лондонского городского университета Эмма Янн Чжан представила устройство для смартфона, которое позволяет передавать поцелуи на расстоянии (с помощью специальных силиконовых губ).
Александр Ермак констатирует: эксперименты с сенсотекстом идут не просто успешно, его использование уже коммерциализируется, и он начинает удовлетворять определенные (чувственные, тактильные) потребности человека. Очевидно, по мере совершенствования технологий сенсотекст станет таким же привычным, как словесный или визуальный. Скорее всего, его использование привнесет окончательную гармонию в медиакоммуникацию, удовлетворяя наиболее полно все информационные потребности человека, как рационального, так и эмоционального характера. «Читатели» будут не только представлять себе, видеть или слышать грозу, но и ощущать ее каплями дождя, падающими на ладони. «Читая» про холод, мы будем зябнуть, а оказавшись в Сахаре, почувствуем ее зной…