«Насколько нам известно, это был первый случай, когда протокол Dante от Audinate использовался для соединения исполнителей на таком расстоянии через обычную сеть», – говорит доктор наук Пол Фергюсон (Paul Ferguson) из Эдинбургского университета Нейпира. Конференция Innovation In Music – это ежегодное международное музыкальное событие, на котором обсуждается и формируется будущее музыкальной индустрии. Мероприятие собирает вместе ученых, артистов, продюсеров, инженеров, производителей и других специалистов от мира музыки. Во время конференции была продемонстрирована передача звукового сигнала без сжатия по сети в режиме реального времени между удаленными точками при помощи протокола Dante и программного обеспечения Dante Domain Manager от Audinate.
Последняя конференция проводилась в университете западного Лондона, в кампусе Илинг, и охватывала темы производства музыки, исполнения, композиции, инноваций в студийных технологиях, платформ для продажи музыки и потокового вещания, трансляций и многого другое.
Доктор наук Пол Фергюсон, доцент Эдинбургского университета Нейпира, много лет изучает потенциал творческого сотрудничества на расстоянии с использованием IP-сетей. Основной доклад конференции этого года был спонсирован компанией Focusrite Pro, активно применяющей решения Dante и заинтересованной в развитии возможностей использования своих продуктов и технологии Dante на больших расстояниях.
«В течение нескольких лет я изучаю возможности удаленного исполнения и производства музыки с использованием высокоскоростных сетей. Нам очень повезло, что в сфере образования учреждения связаны высокоскоростными сетями для исследовательских целей», – говорит Фергюсон. – «В Университете Нейпира мы используем Dante для подключения студий и других ресурсов. Но я всегда предполагал, что так можно организовать и междугороднее взаимодействие».
На конференции Фергюсон и его коллега доктор наук Дэйв Хук (Dave Hook) провели демонстрацию совместной игры восьми музыкантов. Исполнители были разбросаны в разных частях кампуса Илинг, и еще один находился примерно в 400 километрах – в Эдинбурге (Шотландия). Все они использовали интерфейсы Focusrite RedNet с поддержкой Dante.
«Насколько нам известно, это был первый случай, когда протокол Dante от Audinate использовался для подключения исполнителей на таком расстоянии через обычную сеть», – говорит Фергюсон. – «Это был настоящий переломный момент, показавший, что студии, учебные заведения и исполнители в конечном итоге смогут сотрудничать на большом расстоянии и использовать Dante так же, как они делают это сейчас локально».
Эксперимент, продемонстрированный на конференции Innovation In Music, успешно повторили позднее между Эдинбургом и Берлином, на расстоянии более 1000 километров.
«Мы очень рады этому успеху. Ввиду ситуации с вирусом Covid-19 мы отчаянно нуждаемся в контакте друг с другом», – добавляет Фергюсон. – «При помощи сети Dante и программного обеспечения Dante Domain Manager, управляющих различными временными зонами, мы теперь можем объединять учебные заведения. И я уверен, что звукозаписывающие и производственные студии быстро подхватят эту идею».
Dante Domain Manager – это программное обеспечение для управления комплексной AoIP-сетью. DDM обеспечивает аутентификацию пользователей, разграничивает уровни доступа на основе ролей, предлагает детальный аудит для сетей Dante, а также позволяет масштабировать сети Dante в любой сетевой инфраструктуре. Dante Domain Manager разделяет сеть на блоки, называемые “доменами”, для каждого из которых возможны индивидуальные настройки доступа. Благодаря этому можно легко определить, кто к какой подсистеме имеет доступ. Все действия регистрируются и отмечаются датой, что ускоряет время поиска проблем и их решения.
«Мы все знаем, что Dante Domain Manager позволяет охватывать различные подсети и объединять студии, рабочие станции и источники аудиосигналов – но обычно все это рассматривается в пределах одного здания или корпусов, расположенных на одной территории или в пределах нескольких километров”, – говорит Фергюсон. – «Но что произойдет, если студии потребуется подключиться к станции вещания, расположенной на большом расстоянии? Как оказалось, главная проблема связана с синхронизацией».
Коммерческая потоковая передача аудио через Интернет в настоящее время широко распространена и работает на больших расстояниях, но этот вид передачи аудио является асинхронным, сжатым и имеет очень большую задержку из-за отсутствия надёжной синхронизации. Однако Фергюсон обнаружил, что благодаря двум новым функциям Dante Domain Manager – поддержке SMPTE2110/AES67 совместимых устройств и GPS-синхронизации – можно создать полностью синхронизированную систему для передачи аудио без сжатия с очень низкой задержкой на сотни километров.
«Это большое достижение в области сетевого аудио! В принципе, мы можем забыть о проблемах с синхронизацией. Теперь каждая подсеть может быть привязана к спутниковым GPS-часам», – отмечает он. – «Спутники GPS связаны и имеют общее время, поэтому, откуда бы вы ни подключались, это фактически одно и то же время и одинаковый источник синхронизации. Это огромная победа для университетов и учебных заведений, использующих сети Dante. Программное обеспечение Dante Domain Manager помогает организовать работу как с удаленными собственными подразделениями, так и с другими учреждениями».
Синхронизация по GPS позволяет работать каждой зоне от собственного ведущего устройства синхронизации. Теперь, когда мы преодолели ограничения, связанные с синхронизацией, сеть Dante может работать на любом расстоянии, передавая данные в обе стороны без сбоев. Полную техническую информацию и системные диаграммы декабрьского мероприятия можно найти в тематическом исследовании Focusrite.
При демонстрации живого выступления Фергюсоном всех, конечно же, волновала задержка. И она, несомненно, была. Тем не менее, даже с использованием брандмауэра, первые тесты показали время прохождения сигнала в 9,5 мс для пакетов данных, отправляемых из Лондона в Эдинбург и обратно. Учитывая, что используемая сеть университетов является действующей, то в пиковые периоды задержка увеличивалась до 15 мс и более, с редкими пиками до 30 мс.
«Безусловно, существует компромисс между приемлемой задержкой для музыкантов и общей производительностью системы», – комментирует Фергюсон. – «Мы допустили ошибку из-за осторожности и установили буфер на наших интерфейсах равным 20 мс с каждой стороны – задержка в общей сложности составила 40 мс, что является абсолютно пригодным порогом для воспроизведения синтезаторных аудиотекстур, получаемых нами из Эдинбурга».
После этой демонстрации Фергюсон предсказывает рост популярности удаленного сотрудничества в сфере образования по части обмена несжатым аудио и видит возможности для коммерческого использования.
«К сожалению, вирус COVID-19 принудил к поиску новых возможностей для исполнителей и их удаленного взаимодействия. Благодаря функции синхронизации через GPS музыканты могут объединяться и работать вместе на расстоянии сотен километров», – заключает он. – «Что делать, если артисты хотят записать свой следующий альбом или поработать с другими музыкантами? До тех пор, пока наша жизнь не вернется в привычное русло, использование Dante и Dante Domain Manager станет отличным, наиболее подходящим решением. И даже когда все ограничения будут сняты, работа в таком формате останется экономичным и эффективным способом объединения творческих людей на больших расстояниях».