Накануне, 21 апреля, британское издание Times Higher Education опубликовало третий выпуск рейтинга The University Impact Rankings, оценивающего влияние университетов на развитие общества и достижение целей ООН в области устойчивого развития. В рейтинге представлены 1115 сильнейших вузов мира.
Рейтинг учитывает достижения университетов в выполнении каждой из 17 целей, а также формирует общий список — University Impact Rankings 2021, в который вошли 75 российских вузов.
Следует отметить, что, несмотря на значительное ежегодное увеличение участников (+347 вузов к 2020 г.), АлтГУ уже третий год подряд представляет Россию в топ-200 данного глобального рейтинга. В частности, в 2021 г. опорный Алтайский государственный университет занял 101-200 позицию в мире и остался в топ-3 ведущих вузов России по критериям данного рейтинга, вместе с МГТУ им. Н. Э. Баумана и РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Наиболее сильной позицией АлтГУ в рейтинге по итогам 2020 г. стал вклад в достижение такой цели ООН в области устойчивого развития общества, как «Цель №4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
В рамках данной цели ООН АлтГУ обеспечивает доступность образовательных ресурсов университета для населения, проведение открытых лекций, летних школ, развитие системы профильных классов и ДПО.
Платформа непрерывного образования университета позволила в 2020 г. вовлечь более 20 тыс. жителей края и других регионов в научно-образовательные проекты.
Обеспечивая запрос граждан РФ на востребованные цифровые компетенции, университет по итогам конкурсного отбора стал единственным в Алтайском крае вузом-участником государственной системы персональных цифровых сертификатов в рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Обучение по 16 программам АлтГУ прошли 2133 граждан РФ из 48 субъектов Федерации. По итогам, университет занял 2-ое место в России по числу граждан, прошедших обучение.
Также было реализовано 42 программы дополнительного профессионального образования, обучено 1270 граждан РФ по Федеральному проекту «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда», Федеральному проекту «Старшее поколение».
В целом в АлтГУ ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку более 6 тыс. человек.
В 2020 г. кратно расширился контент Открытого образовательного портала, ориентированного на абитуриентов, иностранных студентов, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации: функционирует 603 открытых онлайн-курса и зарегистрировано свыше 15 000 пользователей.
В прошедшем году университет приступил также к реализации масштабного образовательного проекта под названием «Карьера++», который предоставляет студентам уникальную возможность параллельно с освоением основной профессиональной образовательной программы получить дополнительную квалификацию или право ведения нового вида профессиональной деятельности. На Едином образовательном портале АлтГУ для студентов обеспечена доступность более 6000 онлайн-курсов, соответствующих современным образовательным стандартам качества.
На сайте АлтГУ размещено почти 1,5 тыс. открытых видеолекций. МООК университета доступны на платформах СЦОС РФ онлайн, Stepik, Университет 20.35.
Существенное внимание в работе университета уделяется также обучению школьников. В каникулярный период университетом были реализованы 27 профильных смен, участниками которых стал 801 школьник. С сентября 2020 г. осуществляется работа в 24 профильных классах школ региона.
Кроме того, в 2020 году на базе университета в рамках федерального проекта «Образование» при поддержке Минобрнауки Алтайского края реализован комплекс мер, направленный на формирование современной образовательной среды выявления, поддержки и развития способностей талантов у детей и молодежи. В результате созданы образовательные площадки регионального проекта «Талант 22» (математика, журналистика, биотехнологии) и открыт ключевой центр дополнительного образования «Дом научных коллабораций» (более 16 программ, 410 обучающихся школьников и повышение квалификации для 70 педагогов края). Инфраструктура проектов позволяет на новом качественном уровне решать широкий спектр задач проектного обучения, развития исследовательской деятельности школьников, качества подготовки абитуриентов.
Университет вошел в число участников программы для школьников «Сириус. Лето: начни свой проект», которая реализуется в рамках федеральной концепции «Умный отдых».
В 2020 г. обеспечена работа по информационно-методической поддержке учителей и родителей. В частности, был проведен в очном формате Единый методический день для 704 учителей Алтайского края по традиционным 8 предметам (биология, география, физика, математика, информатика, химия, история, обществознание). Форсированный переход на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий из-за пандемии коронавируса сформировал запрос на оценку готовности школ, детей и семей к обучению в новых условиях. Для ответа на этот запрос в течение года на онлайн-платформе для учителей проведены методическая декада «ГИА: особенности ЕГЭ – 2020» и сессия методических вебинаров «Итоги ГИА 2020» по 10 предметам. В онлайн-сессии приняли участие 978 учителей из 58 населенных пунктов.
По итогам экспертизы отчетов деятельности организаций, имеющих статус федеральной инновационной площадки, работа АлтГУ в сфере дополнительного образования детей признана одной из лучших практик.
Высокие баллы в рейтинге АлтГУ также традиционно получил в рамках цели ООН «Цель №16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях» за реализацию крупных социально-значимых проектов по повышению правовой грамотности населения.
В частности, в 2020 г. опорный АлтГУ занял второе место по индексу юридических клиник в Национальном рейтинге университетов ИА Интерфакс. В 2020 г. реализован также крупный правовой проект «Выездная школа "Кибердружина22"» – студенческое объединение, основанное на добровольных началах, основной целью которого стала профилактика негативных проявлений в молодёжной среде, таких как экстремизм, идеология терроризма и наркомания. Проект включает интенсивную образовательную программу, мастер-классы и встречи с экспертами.
В рамках цели ООН «Цель №8. Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех» АлтГУ как опорный университет России продолжает реализацию стратегического проекта «Устойчивое развитие территорий Алтая в трансграничном пространстве».
В рамках проекта в 2020 г. доработаны по результатам общественных обсуждений модельные Стратегии социально-экономического развития пилотных муниципальных образований и планы мероприятий по их реализации (Алтайского, Смоленского и Советского районов Алтайского края). Разработаны два новых крупных проекта: межмуниципальный проект территориального развития на основе кооперационных связей и расширения курортно-туристского кластера «Большая Белокуриха»; проект туристско-рекреационного кластера «Катунь», который вошел в группу финалистов на Всероссийском конкурсе на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России.
Разработан и реализован проект функционирования Центра консультирования предпринимательства сельских территорий, который начал свою работу в онлайн-формате в условиях пандемии. Разработан комплексный образовательный проект «Зеленый вектор Алтая» по предпринимательству, финансовой грамотности, экологии и проектной деятельности. Обучено свыше 100 сельских учителей, проведены акселерационные проекты для школьников и студентов совместно с ВШЭ, центром «Мой бизнес».
Рейтинги исследовательской группы Times Higher Education входят в тройку наиболее влиятельных рейтингов мира, наравне с QS и Шанхайским рейтингом Arwu.
Методология была разработана совместно с партнерами The – Elsevier и Vertigo Ventures. Следует отметить, что показатели рейтинга требуют, чтобы университеты предоставили доказательства по каждому из них. Приоритет отдается доказательствам, которые являются публичными. Доказательства оцениваются на основе набора критериев, а решения подвергаются перекрестной проверке в случае неопределенности.
Рейтинг влияния университетов измеряет успехи университетов мира в достижении целей ООН в области устойчивого развития, которые были приняты в 2016 г.
Любой университет, который предоставляет данные по цели № 17 – «Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития» и, по крайней мере, трем другим целям, включается в общий рейтинг. Итоговый балл университета в общей таблице рассчитывается путем объединения баллов по цели № 17 и трех максимальных баллов из рейтингов оставшихся целей устойчивого развития. На цель № 17 приходится 22% от общего балла, в то время как на остальные цели по 26%. Это означает, что разные университеты оцениваются на основе разного набора целей устойчивого развития, в зависимости от их специфики.