Создание легендарного крейсера было обусловлено международной обстановкой конца XIX века. Напряжёнными были отношения России и Англии, на Балтике возрастала «германская угроза».
На фоне разворачивающейся гонки вооружений было принято решение об изменении судостроительной программы России, сформированной в 1881 году. Программа дополнилась тремя «карпасными крейсерами», ставшими впоследствии крейсерами типа «Диана» (именно такое название сначала фигурировало во всех официальных документах).
Строительство крейсера началось осенью 1896 года на заводе в Новом Адмиралтействе. Администрация Ижорского и Адмиралтейского заводов настаивала на увеличении определенных ранее сроков работ, так как заводы были перегружены заказами и не успевали изготовить вовремя важнейшие элементы. Итогом стал перенос части заказа на Александровский чугунолитейный завод.
Своё название крейсер получил в апреле 1897 года. Император Николай II отдал распоряжение именовать крейсер Авророй - в честь римской богини зари. Торжественный спуск крейсера состоялся утром 24 мая 1900 года, на нём присутствовал лично император Николай II. Крейсер сошёл на воду под залпы артиллерийского салюта. В журнале «Нева» можно найти описание этого знаменательного события: «По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества».
Технические характеристики крейсера впечатляют: на тот момент «Аврора» являлась одним из лучших боевых кораблей. Бронепалубный двухмачтовый крейсер имел водоизмещение 6731 тонну, его длина составляла 127 метров и ширина 16,8 метра. Он имел хорошее артиллеристское вооружение в виде четырнадцати 152-миллиметровых орудий, а кроме того, обладал совершенно инновационной на тот момент системой ПВО в виде шести 76-миллиметровых зенитных пушек.
В 1903 году крейсер вошёл в строй боевых кораблей флота России, а через пять лет получил боевое крещение. В Цусимском сражении крейсер потерял 15 членов экипажа, был тяжело поврежден, и, хотя ему удалось вырваться из окружения, до конца русско-японской войны «Аврора» не принимала участия в сражениях. В 1906 году корабль возвратился на Балтику.
В годы Первой мировой войны корабль нёс дозорную службу в Балтийском море и в конце 1916 года прибыл в Петроград на ремонт. А 7 ноября 1917 года крейсер «Аврора» холостым выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего двора и началу октябрьского переворота.
Текст: Анна Ларина
Источник: https://historyrussia.org/sobytiya/24-maya-1900-goda-na-vodu-byl-spushchen-krejser-avrora.html
Участники событий и другие указанные лица: