В Уэльсе (Британия) поисковики обнаружили подношения в римском святилище 1 века нашей эры – это бронзовые украшения, удила, сбруйные бляхи, фибулы, свинцовый сосуд, слиток меди и прочие ценности. Об этом сообщает Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» со ссылкой на arkeonews.
Поисковик-любитель Ян Портер (Ian Porter) нашел с помощью металлоискателя шестнадцать древних артефактов римского времени в заболоченной местности на острове Англси у северо-западного побережья Уэльса. Среди найденных предметов преобладает «конина» (на жаргоне кладоискателей) – то есть кольчатые удила (грызла), принадлежности колесничной упряжи и отделки, бронзовые сбруйные бляхи с солярными знаками, пряжки и пр. Есть среди находок и бронзовое навершие (плети, посоха, декора) в виде головки барана, медный слиток, обломки фибул (застежек) и прочие предметы, приоткрывающие окно в богатое историческое прошлое острова во времена раннего железного века и Римской Империи.
Ян Портер наткнулся на россыпь этих артефактов при поиске металла на пастбищных угодьях общины Лланфер-Матафарн-Эйтхаф, и, будучи законопослушным гражданином, незамедлительно передал находки специалистам. Археологи считают, что эти бронзовые, медные и свинцовые артефакты скопились в этом месте, поскольку служили приношениями в святилище близ древнего священного источника в позднем железном веке и в последующем римском периоде истории Британии. Бронза, медь и свинец были в то время ценностями сами по себе и ценились на вес, а потому среди предметов немало ущербных и ломаных. Среди находок специалисты по разным причинам выделяют орнаментированную фибулу, четыре монеты и залатанный свинцовый горшочек. Также ценной находкой археологи считают большой целый медный слиток римского времени весом 20,5 кг – это видимо, стандартная продукция близлежащего римского медного рудника на горе Парис.
Относительно поздние сбруйные бляхи, некоторые украшения, удила и фибула-брошь датируются примерно 50-120 годами нашей эры, то есть приблизительно периодом вторжения на остров римской армии в 60-61 годах нашей эры и последующими десятилетиями. Монеты и прочие артефакты свидетельствуют о том, что обряд подношений в святилище у источника не пресекся после вторжения римлян и даже процветал на протяжении всего римского периода, причем самая поздняя монета в составе клада была отчеканена примерно в 364-378 годах нашей эры.
Адам Гвильт (Adam Gwilt), эксперт музея Амгуэдда Кимру (Amgueddfa Cymru) в Уэльсе, подтверждает высокую ценность этих находок для нашего понимания древней религиозной обрядности, во многом неподвластной войнам, конфликтам и прочим радикальным переменам.
"Эта пестрая смесь артефактов свидетельствует о чередовании и определенной преемственности культур во времени, – говорит специалист. – Среди них есть и принадлежности колесниц раннего железного века, и сбруйные бляхи римской кавалерии, а в целом этот клад является очень важной новой находкой для истории острова. Навершие в виде головки барана, вероятно, служило украшением в декоре колесницы, либо головкой плети или посоха, – говорит Гвильт. – Стиль исполнения позволяет отнести предмет к периоду позднего кельтского искусства. Это чрезвычайно реалистичное и изысканное изображение барана имеет все шансы стать «звездным экспонатом» в любимом многими собрании Ориэля Мона [Ориэль Инис Мон - Oriel Ynys Môn – музей с крупнейшей мировой коллекцией произведений валлийского художника сэра Кифина Уильямса, уроженца Ллангефни, а также с богатым собранием местных древностей]».
Старший коронер (выборный служащий общины) Северо-Западного Уэльса уже квалифицировал подборку артефактов как клад и народное достояние. Предметы дают уникальное представление о культурных и религиозных обычаях на острове Англси, сыгравшем значительную историческую роль во время римского вторжения в Британию, когда он фактически служил плацдармом и промежуточной базой войскам. Скопление артефактов широчайшего возраста – от раннего железного века до римского времени – вблизи священного источника подтверждает смешение и преемственность духовных культур и традиций, что указывает на достаточно тесные взаимоотношения коренных островитян с римскими захватчиками. Это открытие также проливает свет на религиозное значение водных источников, которым издревле поклонялись все народы того времени, устраивали возле них святилища и проводили обряды жертвоприношений во времена испытаний и потрясений.
Фото: Amgueddfa Cymru, Museum Wales.