Поговорите с ведущими специалистами в области технологических прогнозов, и они скажут: нет никаких сомнений в том, что видеовызовы вскоре вытеснят голосовую связь в качестве общепринятого средства коммуникаций. Если же вы затеете разговор на ту же тему с аналитиками и обычными пользователями, то наверняка столкнетесь со значительным скептицизмом: по их мнению, видеосвязь, несмотря на свои очевидные преимущества, займет лишь определенную нишу. Кто же прав?
К числу сторонников первой точки зрения относится профессор Питер Кокрейн (Peter Cochrane), бывший директор по технологиям телекоммуникационного гиганта British Telecom, а ныне инвестор и футуролог. Активно применяя видеосвязь в личной и деловой жизни, Кокрейн считает, что создал хорошую модель того, как люди будут использовать видеокоммуникации через 5–10 лет.
Профессор и его жена часто ездят в командировки, и поэтому они регулярно устанавливают видеосвязь между своими номерами отелей и поддерживают ее в течение всего вечера. Таким образом, они могут общаться, свободно перемещаясь по гостиничному номеру, как если бы они были дома. При этом, говорит Питер Кокрейн, «мы не назначаем то или иное время, когда нужно сидеть перед камерой, – мы просто находимся вместе». По его мнению, ценность видеосвязи будет только расти. В таком случае мы, скорее всего, пока даже не представляем себе основной способ ее применения.
Зато Дин Бабли (Dean Bubley), основатель лондонской компании Disruptive Analysis, – убежденный скептик в отношении видео. «Я думаю, – говорит он, – что доля видеовызовов составит не более 10 процентов от общего числа вызовов на стационарные телефоны и 5 процентов – от общего числа вызовов на сотовые телефоны. Ведь если два человека попытаются установить видеосвязь через мобильные устройства, они не смогут в это время ни идти, ни вести машину. Кроме того, бывает много ситуаций, когда использовать видео вообще нежелательно». Бабли настолько не любит этот способ общения, что веб-камера в его офисе отключена.
Так или иначе, индустрии телекоммуникаций только еще предстоит определить наилучшие способы использования видеосвязи. «Мы все еще на той стадии, когда возможности видеосвязи вызывают у людей восхищение», – говорит Роб Бэмфорт (Rob Bamforth), главный аналитик британской компании Quocirca.
Добавьте контекст, и видео возьмет свое, как это случилось с Бэмфортом, когда он отключил свою веб-камеру от настольного компьютера и отнес ее на кухню, где подключил к ноутбуку. После этого на протяжении долгих лет он и его жена могли связываться со своими пожилыми родителями во время приготовления ужина. Те, в свою очередь, были счастливы сидеть у себя дома и получать удовольствие от того, что находятся в семейном кругу – ведь порой чувство общения не менее важно, чем сама беседа. С помощью одной только голосовой связи этого не добиться, поскольку молчание не несет никакой информации.
Видеосвязь получит дополнительный толчок в развитии, когда технология будет менее привязана к компьютерам, что сделает ее более доступной для широких слоев населения. Кокрейн считает, что в скором времени семьи будут совершать видеозвонки, выводя изображение на экраны своих телевизоров. По его мнению, соответствующие технологии уже есть, и сейчас индустрии телекоммуникаций предстоит поработать над улучшением качества видеосвязи: «Чтобы это стало максимально похоже на настоящее общение, необходимо фантастическое качество: очень низкие задержки, чтобы изображение не дергалось, точная передача голоса и высокая детализация, чтобы улавливать взгляд, улыбку и т. д. Видео не раскроет своего полного потенциала до тех пор, пока люди не начнут влюбляться с его помощью, а это требует инвестиций».
В то же время, как считает Бабли, не следует останавливать разработки и в области голосовой связи: «Мы постепенно движемся в сторону аудиосвязи повышенного качества – высокого разрешения и улучшенных акустических характеристик. Следующим большим достижением может стать «облачный» перевод в реальном масштабе времени, реализованный какой-нибудь компанией вроде Google, когда один человек будет говорить на немецком языке, а другой на английском, и они смогут понимать друг друга. Вот это будет потрясающе».
Тем временем, прогнозируют авторы доклада «Juniper Research: Next Generation Smartphones: Strategic Opportunities and Markets, 2010-2015», к 2015 году 29 миллионов человек будут использовать видео на смартфонах.
Дополнительную информацию с удовольствием предоставит
Александр Палладин, глава пресс-службы ООО "Сиско системс"
тел. (985) 226-3950